Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/159799
Title: Белорусский язык в общеславянском коммуникативном пространстве : по заданию 4.1.02 «Исследование этноязыковых связей белорусского языка в коммуникативном пространстве славянского и неславянского взаимодействия»: отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ; научный руководитель Л.А. Козловская
Authors: Козловская, Л. А.
Норман, Б. Ю.
Мечковская, Н. Б.
Иванов, К. И.
Волотовская, Н. А.
Казанцева, Е. А.
Калюта, А. М.
Соболева, Л. И.
Макаревич, Н. С.
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание
Issue Date: 2015
Publisher: Минск : БГУ
Abstract: Объект и предмет исследования – белорусский язык в его развитии и функционировании в качестве национального языка в общеславянской коммуникативной сфере и современных цивилизационных процессах в сопоставлении с аналогичными особенностями других языков. Цель проекта НИР «Белорусский язык в общеславянском коммуникативном пространстве» состоит в исследовании роли, функций, аспектов проявления национального языка в современных коммуникационных процессах в сопоставлении с другими славянскими (и неславянскими) языками. При этом планируется решить следующие задачи: - исследование коммуникативных возможностей и особенностей белорусского языка в сопоставлении с другими языками; - определение путей и механизмов совершенствования социальных функций белорусского языка, расширения его коммуникативных возможностей на основании изучения аналогичного опыта других языков, преимущественно славянских. Методы исследования. В процессе исследования были использованы как собственно лингвистические системно-структурные методы, так и методы дисциплин, вскрывающих культурную, социальную, психологическую составляющие функционирования языка в новых социальных условиях. Методы синхронно-описательного анализа языковых средств сочетались с комплексом методов экспериментального социолингвистического и психолингвистического анализа, лингвокультурологической интерпретации, корпусными, контрастивными, количественно-статистическими и диахроническими методиками. В результате проведено системно-контрастивное описание функционирования белорусского языка в основных сферах коммуникации. При этом существенно расширился методологический и теоретический аппарат, применяемый к исследованию белорусского языка, позволивший установить его роль, аспекты, функциональную специфику в качестве национального языка и элемента общеславянского коммуникативного пространства. Исследование белорусского языка в сопоставлении с другими языками позволило выявить важные закономерности его функционирования, что существенно для гуманитарного знания в целом, для развития белорусистики, в частности, и для преподавания славянских и неславянских языков. Степень внедрения - опубликовано 93 работы, из них: 10 книг (учебники, учебные пособия, учебно-методические издания, словари), 63 статьи в отечественных и зарубежных изданиях, 20 докладов на научных конференциях разных рангов. Практическое значение проделанной работы состоит в использовании ее результатов в процессе преподавания белорусского и других славянских языков в вузах страны и за рубежом. Область применения результатов: преподавание белорусского и других языков (в первую очередь славянских) в высшей школе, совершенствование программ по преподаванию родных и иностранных языков в средней школе, в гимназиях и колледжах; в том числе дистанционное и Интернет-преподавание; дальнейшее развитие сопоставительных и теоретических лингвистических исследований; совершенствование публичного дискурса разных видов (политического, публицистического, дискуссионного), языка mass media, интернет-коммуникации, метаязыка учебной литературы.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/159799
Registration number: № гос. регистрации 20114370
Appears in Collections:Отчеты 2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Отчет Козловская 20114370.docx79,76 kBMicrosoft Word XMLView/Open
Show full item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.