Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/159799
Title: | Белорусский язык в общеславянском коммуникативном пространстве : по заданию 4.1.02 «Исследование этноязыковых связей белорусского языка в коммуникативном пространстве славянского и неславянского взаимодействия»: отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ; научный руководитель Л.А. Козловская |
Authors: | Козловская, Л. А. Норман, Б. Ю. Мечковская, Н. Б. Иванов, К. И. Волотовская, Н. А. Казанцева, Е. А. Калюта, А. М. Соболева, Л. И. Макаревич, Н. С. |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание |
Issue Date: | 2015 |
Publisher: | Минск : БГУ |
Abstract: | Объект и предмет исследования – белорусский язык в его развитии и функционировании в качестве национального языка в общеславянской коммуникативной сфере и современных цивилизационных процессах в сопоставлении с аналогичными особенностями других языков. Цель проекта НИР «Белорусский язык в общеславянском коммуникативном пространстве» состоит в исследовании роли, функций, аспектов проявления национального языка в современных коммуникационных процессах в сопоставлении с другими славянскими (и неславянскими) языками. При этом планируется решить следующие задачи: - исследование коммуникативных возможностей и особенностей белорусского языка в сопоставлении с другими языками; - определение путей и механизмов совершенствования социальных функций белорусского языка, расширения его коммуникативных возможностей на основании изучения аналогичного опыта других языков, преимущественно славянских. Методы исследования. В процессе исследования были использованы как собственно лингвистические системно-структурные методы, так и методы дисциплин, вскрывающих культурную, социальную, психологическую составляющие функционирования языка в новых социальных условиях. Методы синхронно-описательного анализа языковых средств сочетались с комплексом методов экспериментального социолингвистического и психолингвистического анализа, лингвокультурологической интерпретации, корпусными, контрастивными, количественно-статистическими и диахроническими методиками. В результате проведено системно-контрастивное описание функционирования белорусского языка в основных сферах коммуникации. При этом существенно расширился методологический и теоретический аппарат, применяемый к исследованию белорусского языка, позволивший установить его роль, аспекты, функциональную специфику в качестве национального языка и элемента общеславянского коммуникативного пространства. Исследование белорусского языка в сопоставлении с другими языками позволило выявить важные закономерности его функционирования, что существенно для гуманитарного знания в целом, для развития белорусистики, в частности, и для преподавания славянских и неславянских языков. Степень внедрения - опубликовано 93 работы, из них: 10 книг (учебники, учебные пособия, учебно-методические издания, словари), 63 статьи в отечественных и зарубежных изданиях, 20 докладов на научных конференциях разных рангов. Практическое значение проделанной работы состоит в использовании ее результатов в процессе преподавания белорусского и других славянских языков в вузах страны и за рубежом. Область применения результатов: преподавание белорусского и других языков (в первую очередь славянских) в высшей школе, совершенствование программ по преподаванию родных и иностранных языков в средней школе, в гимназиях и колледжах; в том числе дистанционное и Интернет-преподавание; дальнейшее развитие сопоставительных и теоретических лингвистических исследований; совершенствование публичного дискурса разных видов (политического, публицистического, дискуссионного), языка mass media, интернет-коммуникации, метаязыка учебной литературы. |
URI: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/159799 |
Registration number: | № гос. регистрации 20114370 |
Appears in Collections: | Отчеты 2015 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Отчет Козловская 20114370.docx | 79,76 kB | Microsoft Word XML | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.