Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/163262
Title: | Структурно-семантические и коммуникативные исследования белорусского и других языков в аспектах диахронии и синхронии : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ ; научный руководитель Е. Н. Руденко |
Authors: | Руденко, Е. Н. Мечковская, Н. Б. Норман, Б. Ю. Кожинова, А. А. Цыхун, Г. А. Козловская, Л. А. Суркова, Е. С. Калюта, А. М. Журавлева, Н. Н. Иванов, К. И. Ивашина, Н. В. Казанцева, Е. А. Соболева, Л. И. Потапова, О. В. Гущева, О. И. Фоменкова, М. А. Пастухович, Е. Ф. Подпоринова, Л. С. Астапкина, Е. С. |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание |
Issue Date: | 2015 |
Publisher: | Минск : БГУ |
Abstract: | Объект и предмет исследования – белорусский язык в его развитии и функционировании, его система и подсистемы, единицы, структура и коммуникативные особенности в сравнении с другими языками. Цель предлагаемого проекта НИР «Структурно-семантические и коммуникативные исследования белорусского и других языков в аспектах синхронии и диахронии» – систематическое описание структурных и функциональных особенностей белорусского языка в сопоставлении с аналогичными особенностями других языков. При этом планируется решить следующие задачи: - контрастивное исследование семантики (лексической, грамматической, лексико-грамматической) белорусского и других (в особенности индоевропейских) языков; - контрастивное исследование построения предложения и текста, их коммуникативный потенциал в белорусском и других (в особенности индоевропейских) языках. Методы исследования. В процессе исследования были использованы как собственно лингвистические системно-структурные методы, так и методы дисциплин, вскрывающих культурную, социальную, психологическую составляющие языкового существования в новых социальных условиях. Методы синхронно-описательного анализа языковых средств сочетались с группой методов экспериментального социолингвистического и психолингвистического анализа, лингвокультурологической интерпретации, корпусными, контрастивными, количественно-статистическими, диахроническими методиками. В результате белорусский язык получил системно-контрастное, а потому более адекватное и дифференцированное описание; существенно расширился методологический и теоретический аппарат, применяемый к исследованию белорусского языка в силу того, что к изучению других языков применяются гораздо более разнообразные теоретико-методологические платформы: прагматическая, корпусно-лингвистическая, дискурсная и др. Исследование названных аспектов белорусского языка в сопоставлении с другими языками позволило выявить важные закономерности его существования, что существенно для гуманитарного знания в целом, для развития белорусистики в частности и для преподавания славянских и неславянских языков. Степень внедрения – опубликовано 527 работ, из них: 38 монографий и учебных пособий, 30 брошюр, 292 статьи в отечественных и зарубежных изданиях. Практическое значение проделанной работы уже проявляется в процессе преподавания белорусского и других языков, полученные наработки и результаты применены в методических и обучающих целях. Область применения результатов: - преподавание белорусского и других языков (в первую очередь славянских) в высшей школе, совершенствование программ по преподаванию родных и иностранных языков в средней школе, в гимназиях и колледжах; в том числе дистанционное и Интернет-преподавание; - прикладные области: автоматизированный перевод, обучающие языковые программы, Интернет-словари, электронные учебники, параллельные и одноязычные корпусы текстов; - дальнейшее развитие сопоставительных и теоретических лингвистических исследований; моделирование языка; - совершенствование публичного дискурса разных видов (политического, публицистического, дискуссионного), языка massmedia, метаязыка учебной литературы. |
URI: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/163262 |
Registration number: | № гос. регистрации 20113923 |
Appears in Collections: | Отчеты 2015 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Руденко 20113923.docx | 174,08 kB | Microsoft Word XML | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.